Очередная прогулка с блистательной Анной Север. Семенцы — бывшая территория Семеновского полка. Находившаяся когда-то за городской чертой, а теперь оказавшаяся почти что в самом центре, эта земля остаётся Terra incognita и для старожилов. Жильё здесь, из-за
Первый женский политехнический и технологический институты, студенты, Шостакович, Блок и Менделеев, Гиппиус и Мережковский, Ленин, Белинский, Достоевский, Дельвиг, Боратынский, Ленька Пантелеев, бомбисты и династия петербургских врачей, Паллада Олимпиевна Богданова-Бельская и ее странный салон в Казачьих банях, Ремизов и Розанов, и несколько изумительных зданий эпохи модерна, мало кому известных, потому что они спрятаны в глубине мало посещаемого квартала.
В сетке потихоньку разрушается — и пока без надежды на счастливый исход — доходный дом купца Целибеева (Загородный пр., 68). В 1906 году здесь открылся первый в мире (!) женский политехнический институт. Подробнее — с фотками старыми и относительно современными, но ещё без строительной сетки, можно почитать в ЖЖ: http://amsmolich.livejournal.com/140016.html
Дом Бубыря смело выступает за «красную линию» неспроста: за ним находилась церковь, которая в 20‑м веке была снесена. А правее «шоколада» выглядывает уголок другого интересного дома. Сначала он был четырёхэтажным (архитектор Виктор Шрётер), позже очень аккуратно подведён под карниз дома Бубыря. В этом здании располагалась Пробирная палата, которую какое-то время возглавлял Дмитрий Менделеев. Под его командованием трудился Дмитрий Шостакович, отец известного композитора. В этом же доме находились казённые квартиры, и Дмитрий Дмитриевич родился и прожил до шести лет именно здесь — на втором этаже.
(Веком позже здесь отметился заслуженный артист РФ Владимир Дяденистов.)
Доходный дом купчихи Дурнякиной.
Через дворы проходим на Бронницкую улицу. В доме 7 сразу после постройки поселилась Агриппина Ваганова. А вот дом 9 построила себе Александровская община сестер милосердия Красного Креста и открыла там лечебницу. Мозаичная отделка и изразцовые печи живы и в прекрасной сохранности по сей день, чего не скажешь о плитке современного производства, которую приходится перекладывать каждые несколько лет. Подробнее почитать об истории здания и лечебницы и посмотреть фотографии можно вот здесь: http://www.citywalls.ru/house6061.html. Ныне здесь проживает НИИ уха, горла, носа и речи.

Бронницкая ул., 9. Здание лечебницы Александровской общины сестер милосердия Красного Креста. Ныне НИИ уха, горла, носа и речи.
Серпуховская ул., 10 (архитектор И.Ю.Машинский) — дом Общества гражданских инженеров. Циркули в оформлении подсказывают нам, что архитекторы строили дом сами для себя. На втором этаже просторный зал — там проводились собрания Общества и концерты.
Этот дом связан с Александром Блоком. В 1906 году в начале зимы он снял здесь меблированные комнаты, чтобы иметь возможность встречаться с Любой (в том смысле, чтобы зайти согреться с мороза, а не то, что вы подумали!).
Экскурсанты и вдохновенный экскурсовод Анна Север. Просто кадр по ходу дела )
Серпуховская ул., д. 14 — дом непонятной истории, скорее всего доходный. Убранство ветшает, и рано или поздно город потеряет ещё один прекрасный памятник архитектуры.
Продолжая движение по улице, обнаруживаем, что за домом 13 сразу следует дом 17. А ведь когда-то в этом месте был и дом 15 — Фёдор Михайлович Достоевский снял там квартиру после возвращения из ссылки. Знаменитый портрет кисти Перова писался здесь.
Доходный дом на Серпуховской ул., 19 принадлежал семейству Захаровых. Они основали кирпичное производство на Усть-Ижоре (в районе нынешнего пос. Металлострой) и добились высочайшего качества товара. Этот дом построил Александр Васильевич Захаров, самый известный представитель этого семейства и архитектор. Почти все квартиры выходили окнами на парадную часть. Майолика и облицовочный кирпич — фабрика Ваулиных (почти все сохранившиеся в Петербурге образцы этих декоративных материалов произведены там).
Этот дом угловой. Если за ним свернуть на Клинский проспект, можно полюбоваться его отделкой с другой стороны.
Разглядывать детали можно бесконечно. Это и неведомые науке шишечки-ананасы…
… и подпирающие крышу башенки-барабаны…
А дальше по Клинскому проспекту мы найдём ещё два дома, принадлежавших Захаровым. На одном из них фирменное клеймо Александра Васильевича — АВЗ.
А на Клинском пр. в доме 22 жил Виссарион Григорьевич Белинский. В своих воспоминаниях он отметил, что это самый сухой из всех домов, где ему приходилось проживать.
В доме с эркером дальше по Клинскому проспекту когда-то находилась табачная фабрика Шапошникова. Первая фабрика, которая начала делать сигареты.
Фабрика славилась своей рекламой. Для неё был придуман персонаж «дядя Михей» (под этим псевдонимом скрывался стихотворец, герой русско-турецкой войны 1877–1878 годов Сергей Аполлонович Короткий).
«Дядя Михей» извещал «почтенную публику»:
Сегодня утром почтальон
Принес письмо, в письме — поклон
И целых пять рублей!!!
Богат, как сам Пьермон Морган,
Курю я «Пери» и «Осман»,
И никаких гвоздей!!!
Про упомянутые папиросы «Пери» «дядя Михей» сочинил и стихи, помещенные на коробке, в которой они продавались:
От Москвы вплоть до Батума,
От Варшавы до Сухума,
От Архангельска до Твери
Всюду курят только «Пери».
Даже строгий Питер «Пери»
Распахнул широко двери.
А вот как «дядя Михей» в 1916 году на страницах петербургских газет расхваливал папиросы «Золотая соломка»:
«Златая соломка» — табачный цветок.
Пахуч он и нежен, как розы листок.
От гурии рая несет Вам привет!
Такой папиросы не видывал свет!
Ну и парочка образцов рекламной живописи.
Купцы, купчихи, кирпичные магнаты, производители табака — всё это хорошо. Но вообще вспомним, что этот район находился за городской чертой, — стало быть, съём квартир в нём обходился значительно дешевле. А совсем неподалёку уже успело появиться несколько крупных институтов: и технологический, и военно-строительный, и железнодорожный. Поэтому, разумеется, Семенцы активно заселялись студентами. Ну а где студенты, там же получите и революционные настроения. Как раз напротив табачной фабрики обосновалась семейка бомбистов, устроившая прямо в квартире небольшое динамитное производство. В гостях у них отметился и сам Владимир Ильич.
Снимок вдоль Клинского проспекта с красными домами в конце – там располагались казармы Егерского полка. Там жил Боратынский.
Верейская ул. 18. Дом жены князя Волхонского.
Верейская 12 – первый петербургский адрес Мережковского и Гиппиус. Они прожили с конца зимы до мая, потом уехали на дачу, а оттуда въехали в дом Мурузи – там жили 25 лет.
Угловой белый дом Малодетскосельский проспект и Можайская улица – там устроили засаду на Лёньку Пантелеева и убили его. Голову заспиртовали и выставили в витрине Елисеевского магазина
Можайская 33 архитектор Шрётер. Был женат на дочери Леонтия Бенуа.
Большой Казачий пер. 9 здесь жил Алексей Ремизов. Написал «Бурков дом» как раз про этот дом.
Напротив жил Розанов (дом 6, они жили на 5 этаже и съехали, когда жену разбил паралич)
Ваш комментарий будет первым